О пильных дисках
Пильные диски с первого взгляда выглядят одинаково, но предназначение и результат распила кардинально отличаются. Это обусловлено тем что разные диски предназначены для разного вида задач. Универсальных дисков не существует. Диски для дерева и пластика различаются углом наклона и геометрией зуба а так же их количеством.
Диски делятся на бытовые, профессиональные и промышленные. Отличие в качестве реза, износостойкости и стоимости конечно. Для разовых работ могут подойти бытовые диски, тут можно сэкономить не малые деньги. Если у вас небольшая мастерская и инструмент работает целыми днями, то бытовыми тут не обойтись, нужны профессиональные диски.
На современных производствах пильных дисков зубья паяются на автоматических электроиндукционных паяльных станках. Случаи отсоединения напайки зуба при эксплуатации крайне редки. Для ремонта также применяют паяльные индукционные автоматы или газовые горелки.
Немного терминологии: угол атаки — «лицевая грань» напайки. Толщина зуба, если смотреть сбоку, должна быть одинаковой, а передняя поверхность зуба должна быть параллельной стенке кармана в корпусе диска, сделанного для установки и пайки зуба. Если это не так, то причин может быть две — или заводской брак, или последствия неправильной заточки.
На корпусах современных пильных дисков есть прорези для компенсации теплового расширения металла. Также для этой цели, а также гашения вибраций в полотно диска запресовываются медные вставки. Также изготавливают прорези для гашения вибрации в следствии чего происходит снижение звуковых колебаний, влияющих на качество реза и на здоровье человека.
Существует ещё способ для снятия внутренних напряжений при тепловом расширении — вальцовка. На ощупь это слегка «вмятый» след по концентрической окружности, накатанный примерно посередине между внешней частью диска и посадочным отверстием. Вальцовка производится накаткой твёрдыми роликами с обеих сторон корпуса диска на специальном станке, тем самым в корпусе создаётся напряжение для компенсации теплового расширения при нагревании диска во время работы.
Штамповка — дешёвый способ изготовления корпусов дисков из стали, но ни один качественный диск таким образом не изготавливают. Корпусы пильных дисков профессионального и индустриального уровня качества вырезают на лазерных станках.
Заточка пильных дисков
Диски могут различаться по ресурсу работы между заточками и количеству переточек. Чем больше толщина твердосплавной напайки на зубе, тем больше заточек выдержит диск. Как правило остаток толщины напайки — 1 мм. При этом радиус режущей кромки зуба при затуплении — 0,2 мм, после чего требуется заточка.
Правильная заточка диска осуществляется по двум и трём граням. Это зависит от того, какой у пилы зуб. Он может быть прямой или скошенный (тогда у него две грани — передняя и задняя), или трапециевидный (тогда передняя, задняя и три верхние грани).
Чем острее зуб, тем лучше он режет, но тем быстрее потребуется заточка . На всех дисках производитель указывает угол зуба: чем он острее, тем чаще надо затачивать диск.
При распиле материалов с высоким содержанием клеёв или смол, диск и его зубья покрываются нагаром. В следствии чего существенно снижается его работоспособность которая ведет к скорейшему износу диска. Существуют специальные средства для чистки дисков, которые способствуют более эффективной работе и увеличивают период между заточками.
При покупке пильного диска стоит обратить внимание на то как отшлифовано тело диска. У хорошей пилы должны расходится круги от посадочного отверстия. Это следы шлифовки и калибровки после вырезки из листа. Если такие следы отсутствуют, значит перед вырезом диска шлифовали весь лист, а может быть и нет. Соответственно у такой пилы балансировка и распределение внутренних напряжений будет хуже. Так же стоит обратить внимание на то как отшлифован диск, если на теле диска будут присутствовать шероховатости, то в этих местах будут налипать смола или клей.
В местах налипания будет создаваться дополнительное трение что будет способствовать перегреву пильного диска и его деформации. Соответственно результат распила будет гораздо хуже и диск гораздо быстрее выйдет из строя. На хороших дисках Надписи и маркировки нанесены лазером, а не краской.